пятница, 10 марта 2017 г.

ЖЗЛ: Братья Колесниковы

Колесников Константин Сергеевич

Из Колесниковых первым дорогу к знаниям прокладывал старший сын Константин, окончивший в 1939 г Ярославский автомеханический техникум и по совету дяди Лысова П.Н. поступил в МВТУ им.Н.Э.Баумана.

  Колесников К.С. зам. по технической части
 командира автороты, впоследствии автополка
 Колесников К.С. зам. по технической части    
 командира автороты, впоследствии автополка

Однако, уже в сентябре 1939 г., на основании Закона о призыве в армию лиц, имеющих среднее образование, был мобилизован в ряды вооруженных сил. Мотивировка понятна - в Европе пахло войной и надо было укреплять армию вооружением и кадрами.  

Получив в ректорате МВТУ справку о праве возвращения в институт на 1- й курс без вступительных экзаменов, Константин отбыл в армию и воспользовался своим правом только через долгих семь военных лет, пройдя дорогами войны в составе Западного, Волховского, Карельского и 2-го Украинского фронтов.

Участвовал в освобождении г. Тихвина и в прорыве блокады Ленинграда.

После демобилизации вернулся на 1-й курс МВТУ и упорным трудом восстановил забытые школьные и получил новые знания, удачно соединив их с приобретенным опытом военной службы в автомобильных частях. Дипломная работа по предотвращению автоколебаний (шимми) колес автомобиля завершилась через год после окончания вуза защитой кандидатской диссертации по этой теме и изданием позднее соответствующей книги.



Добавьте подпись
В ракетную технику Константина Сергеевича привел профессор МВТУ, зав. Кафедрой М1 - «Баллистические ракеты», Феодосьев В.И., по учебникам которого мы осваивали сопромат и динамику полета ракет. Представляя его Главному Конструктору ракет С.П.Королеву, прямо сказал:

«Вот Колесников Константин Сергеевич, специалист по колебаниям автомобиля, в ракетной технике ничего не знает, но у него хорошо «варит» голова и, надеюсь, он здесь пользу принесет».
Колесников К.С. с присущей ему энергией включился в изучение ракетной техники и ее проблем. Получил возможность посещать знаменитый «высокий» семинар с участием ведущих специалистов ракетной отрасли, впоследствии Главных конструкторов, выдающихся ученых, академиков АН СССР и РАН: Главного теоретика космонавтики М.В.Келдыша, Б.Н.Петрова, А.Ю. Ишлинского, Н.А.Пилюгина, Б.В.Раушенбаха, первого зам. Главного Конструктора ракет академика В.П. Мишина и других засекреченных в те времена выдающихся деятелей космонавтики и ракетной техники.

В обеспечение надежности старта отечественных жидкостных ракет большую роль сыграла разработка теории, методов расчета и оценки устойчивости их движения на активном участке траектории. Такие работы проводились в ОКБ1 (сейчас НПО «Энергия») в течение 34 лет группой динамики под руководством профессора, доктора технических наук, впоследствии действительного члена Российской Академии Наук (РАН) Колесникова К.С.

 Были найдены способы устранения явлений разрушительного резонанса, т.е. совпадения частот собственных колебаний корпуса ракеты с частотами возмущающих сил от работающих ЖРД и систем подачи топлива в двигатели, что дало возможность найти способы обеспечения устойчивости полета ракеты на активных участках ее траектории.


 Движение – это жизнь

Эту фразу любил повторять нам, студентам профессор Колесников и сам свято следовал этому принципу. Занятие спортом он рассматривал как средство повышения бодрости и работоспособности в жизни и был всегда активным пропагандистом здорового образа жизни.



Для себя он в качестве основных видов спортивных занятий выбрал бег, лыжи и плавание. Брошюра австралийца Гилмора «Бег ради жизни» стала для него руководством к действию и средством достижения физического долголетия.

  Начиная с 1975 года, с возраста 56 лет, он стал принимать участие в ежегодных марафонских эстафетах студентов и преподавателей МВТУ в качестве рядового бегуна и руководителя эстафет марафонов до городов-героев и городов воинской славы : Москва – Брест, Москва – Новороссийск, Москва – Ленинград, Москва – Волгоград, Москва – Севастополь, Москва- Тула, Москва – Мурманск и т.д.

Академик Колесников до сих пор, в возрасте 95 лет сохранил потребность и радость движения, заменив бег ежедневными пешими прогулками в любую погоду, подавая нам пример, достойный подражания и сохраняя творческую работоспособность в качестве советника ректората МГТУ им. Н.Э.Баумана и академика - члена отделения машиностроения РАН


Павел Сергеевич Колесников (1925-2007)

 После окончания средней школы в 17 лет ушел добровольцем на фронт с просьбой направить его в часть к старшему брату Константину, которая военкоматом была удовлетворена в июне 1942г.

В сентябре 1942г. он был направлен в танковую школу и далее в качестве командира танка участвовал в прорыве блокады Ленинграда (декабрь 1943 – январь 1944), горел в танке.

После лечения получил в свое командование самоходное орудие САУ-152, на котором при наступлении на Псков в апреле 1944 г. был контужен, долго лечился в госпитале и был в итоге демобилизован по состоянию здоровья.

Вернувшись в родное Карабаново, работал помощником мастера на текстильном комбинате и учился в текстильном техникуме, который закончил с отличием.

По следам старшего брата окончил дневное отделение МВТУ им. Н.Э. Баумана по специальности системы автоматического управления летательных аппаратов факультета «Приборостроение».

Защитив в ОКБ-1 дипломный проект, он последовал на Урал вслед за В. П. Макеевым, будущим академиком РАН и главным конструктором ракет для подводных лодок. Это направление было создано по инициативе С.П.Королева, в обеспечение которого часть материально технических ресурсов и кадров ОКБ-1 были переведены по месту вновь создаваемого предприятия.

Здесь он вырос от инженера до начальника отделения испытаний ОКБ Спецмаш и первого заместителя по технической части главного конструктора морских ракет Виктора Петровича Макеева.

 Макеев В.П.
В его задачи входило курировать процесс летных испытаний и передачи боевых ракет ОКБ для подводных лодок, завершающий и сложнейший этап отработки и передачи все новых модификаций морских ракет заказчику - Военно-Морскому флоту.

 На 60-летнем юбилее Макеева В.П.
В этой тяжелой должности Павел Сергеевич проработал 14 лет.


Благодаря твердости характера и спокойному нраву умел защитить интересы ОКБ перед руководством смежных организаций, начальниками главных управлений Военно – Промышленной Комиссии (ВПК), министром Министерства Общего Машиностроения (МОМ) и его заместителями, командным составом Северным флотом ВМФ.

Хорошо зная ракетные системы, в случае аварий и неполадок всегда находил правильные решения и, благодаря своему доброму нраву, улаживал частые конфликтные ситуации между смежниками и высоким начальством.

Однако, из-за подорванного войной и непростой работой на посту Первого заместителя Главного Конструктора морских ракет, здоровья, мы в 2007 г. потеряли настоящего русского человека, нашего родственника, родного брата супруги, много сил вложившего в обеспечение безопасности нашего отечества на море и на земле.

Награжден орденом «Знак Почета», орденом Октябрьской Революции и другими медалями, удостоен почетных званий «Лауреат Ленинской премии» и «Герой Социалистического Труда».
Лучше смотреть с помощью экранной лупы.
Вернуться на " Встреча однокашников"

Комментариев нет:

Отправить комментарий