Моё образование

ШКОЛА


В нашей деревне Карасево под школу был отведен пятистенный рубленый дом с печным отоплением. Школа была начальная. В ней было всего одно отапливаемое помещение, в котором одновременно обучались ученики всех начальных классов. 

Мы с благодарностью вспоминаем самоотверженный труд нашей первой учительницы Нины Васильевны Палецкой, которая умудрялась одновременно давать уроки ученикам разных классов за счет индивидуального подхода к обучению. Это был единственно возможный способ обучения детей при дефиците учителей, учеников и средств в условиях военного и послевоенного времени.

Продолжение учебы после окончания начальной школы предполагалось в средней школе соседнего села Антипино, но меня перевезли в город Новосибирск к отцу, к тому времени женившемуся вторично и получившему от металлургического завода комнату в кирпичном доме в промышленном районе Восточный г. Новосибирска.

Металлургический завод №702 (впоследствии завод им. Кузьмина- первого директора завода) был эвакуирован в 1941 г из Европейской части Советского Союза и представлял стратегически важный объект военно-промышленного комплекса страны. 

Сюда был направлен мобилизованный на фронт мой отец Марков Василий Степанович как специалист необходимый заводу. На заводе отец проработал в горячем цехе бригадиром слесарей-сантехников до выхода на пенсию в 1973г.

За это время родились, выросли, окончили школу дети Валерий (1947 г.р), Галина(1949г.р.), Юрий (1951г.р). Завод заботился о своих кадровых работниках, выделял путевки в дома отдыха и пионерские лагеря, улучшал жилищные условия.

Нашей семье был выделен с платой в кредит на 30 лет новый шлакоблочный дом с приусадебным участком в специально построенном для работников завода поселке в Кировском районе г. Новосибирска.

Окончание школы - получение специального образования


Я закончил среднюю школу №40 Кировского района г. Новосибирска в 1954 г со средними результатами.
Сказалась, конечно, относительно слабая подготовка в начальной школе деревни Карасево. Городским учителям школы №40, Давиду Львовичу - учителю математики в особенности, пришлось приложить не мало усилий, чтобы вытащить меня на средний уровень. 

Разве мог я тогда предположить, что со временем смогу закончить два престижных столичных вуза: МВТУ им. Н.Э. Баумана (инженер-механик по летательным аппаратам) и МГУ им. М.В.Ломоносова (факультет вычислительной математики и кибернетики), получить звание «старшего научного сотрудника» в части применения экономико-математических методов в планировании народного хозяйства, защитить кандидатскую диссертацию в одном из НИИ Минобороны по тематике ракетно-космической отрасли. 

Сейчас я объясняю свои скромные достижения исключительно трудолюбием и усердием в выполнении любой работы, привитыми мне в детстве дедушкой и бабушкой, а также врожденным любопытством ко всему новому и тягой к знаниям, но никак не выдающимися способностями и талантами, которых у меня, говоря честно, никогда не наблюдалось. 

Не устаю повторять своим семерым внукам о важности регулярной, систематической, повседневной работы в выбранном направлении трудовой или спортивной деятельности.

Московские вузы – это мои заботы и дело 60-х и последующих годов, а пока с сентября 1954 по май 1957 я курсант, а затем учащийся судоводительского отделения Новосибирского речного училища (Ныне НРУ им.С.Дежнева). 

Самым привлекательным во время учебы в НРУ было время летних речных практик, во время которых нас зачисляли в штат судовых экипажей, преимущественно на должности рулевых илипо другому штурвальных. 

Было замечательно, находясь с вахтенным начальником в рубке капитанского мостика, руководствуясь лоцией реки и судоходными знаками, направлять послушное твоим рукам судно, по непростому порой фарватеру таких красивых сибирских рек, как Обь, Енисей, Лена.

Случались и курьезные случаи, особенно при расхождении встречных речных судов. Помню такой на реке Обь, где я стоял ночную «собачью» вахту с 0-00 до 04-00 с бывшим морским капитаном и третьим помощником капитана.   

Встречное, идущее по течению судно, пользуясь правом выбора стороны расхождения и имея на буксире сухогрузную баржу вдруг уже после согласования выбранных для расхождения бортов, опасаясь навала буксируемой баржи на крутой правый берег, резко меняет направление движения, пересекая курс нашей длинной незагруженной самоходки.

Капитан делает «стоп» машине и через рупор (матюгальник в простонародье) начинает выразительно общаться с вахтой встречного буксира. В свете включенного прожектора видим по правому борту буксир, который должен быть слева, по левому борту различаем громаду буксируемой им баржи, а между ними туго натянутый буксирный трос, готовый срезать в воду наш капитанский мостик вместе с нашей бравой вахтой. 

Буксир по рекомендации через матюгальник делает машиной «полный назад», трос погружается в воду и со скрежетом проходит по днищу нашей самоходки СТ-13, минуя остановленные гребные винты судовых главных двигателей. Связанные стальным буксирным тросом буксир и баржа спокойно спускаются по течению вдоль обоих бортов самоходки.

 Молодые штурманы Речного и Озёрного плавания
выпускники НРУ Загоскин В.Я. и Марков Г. В. 1957г.
«Вот как расходятся в сложных условиях в ночное время. Это мастер-класс для вас, коллеги!» , - подводит итог проделанному расхождению капитан А. Рябоконь, бывший «морской волк», раскуривая трубку с ароматной смесью турецкого и капитанского табака. «И при этом очищают днище теплохода от налипших ракушек»- добавляет третий штурман.

Судовождение по рекам Сибири, Севера и Дальнего Востока могло стать интересным делом моей жизни, однако после окончания училища и получения диплома с отличием, из райвоенкомата мне поступило предложение продолжить образование в Высшем Военно-Морском инженерном училище (ВВМИУ) под Ленинградом, совмещая учебу со срочной военной службой. 

Я без колебаний согласился. С сентября 1957г. по июнь 1960г. я курсант отделения двигателей внутреннего сгорания ВВМИУ в г. Пушкин (Царское Село), ныне 2-е ВВМИУ им.В.И.Ленина.

КУРСАНТСКИЕ ГОДЫ


Были наполнены трудовыми буднями воинской службы и учебы, при строгом соблюдении распорядка дня, за которым неукоснительно следили дежурные и дневальные по роте, строевые командиры, а также старшины отделений, взводов и рот из числа курсантов старших курсов. 

Смена караула= на фото курсанты 27 ротыМарков, Хонякин, Маришкин (разряжает карабин)на заднем плане в тулупе пост принял  С. Гордеев, будущий  каперанг,  к.т.н., доцент
Каждому курсанту в месяц выпадало 3-4 суточных наряда (дежурство и дневальство по роте, кухня, несение караульной службы и т.п.), что приводило к вынужденному пропуску учебных занятий. Однако, благодаря чёткой, организации ежедневной самоподготовки в учебных классах, помощи преподавателей и взаимопомощи курсантов на учёбе служба существенно не сказывалась.

 В классе самоподготовки профилактика отличнику  С.Гордееву
от излишней гордыни

Следует сказать, что за годы учебы и службы курсанты становятся единой семьей, связанной тесными узами на всю оставшуюся жизнь. На протяжении более полувека мы, бывшие курсанты, встречаемся в юбилейные годы в стенах родного училища в г. Пушкин, который сам по себе представляет собой уникальное культурно-историческое наследие России. 

Царское Село, бывшее резиденцией императорского дома является памятником архитектурно- паркового зодчества и находится под охраной Юнеско. До настоящего времени в разрушенном и разграбленном гитлеровцами Екатерининском дворце ведутся восстановительные работы, в ходе которых отреставрировано большинство залов дворца и в их числе знаменитые янтарная и рубиновая комнаты. 

Геркулес на страже Камероновой галереи, могучий торс которого по традиции в ночь перед выпускным парадом мичманы- выпускники обворачивали огромной заранее сшитой тельняшкой, юный Александр Пушкин в бронзе у Царско- Сельского музея и, конечно, сам Лицей навсегда в нашем сердце и нашей памяти.
 На выпускном параде рота мичманов - 5курс

В парке, на большом рукотворном водоеме, мы отрабатывали технику гребли на морских ялах вокруг искусственного острова, крутили сальто с Чесменской колонны в воду, рискуя получить внеочередные наряды от старшины роты, однофамильца великого поэта Пушкина, пили прохладную воду, уже два столетия текущую из разбитого кувшина опечаленной бронзовой девы.

Быстро пролетели три года учебы, в течение которых освоены и сданы матанализ, физика, химия, черчение и начерталка, аналитическая геометрия, теория машин и механизмов, иностранный язык, детали машин, сопромат, термодинамика, диамат, политэкономия и история КПСС в ее непрерывном поступательном развитии. Вскоре мы ощутили это на себе. В июне 1960 г Партией и Правительством по инициативе Первого Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева принимается «Закон о Новом значительном сокращении Вооруженных Сил Советского Союза», по которому подлежали сокращению и три первых курса высших военных училищ.

Сокращение прошло безболезненно- все желающие заканчивали ВВМИУ, остальные получили военный билет старшин запаса, как отслужившие срочную службу и право продолжить образование в любом ВУЗе страны. 

Уже через два месяца Минобороны и командование ВМС страны, поняв скоропалительность проведенного сокращения военно-морских училищ, разослали бывшим курсантам приглашения вернуться. 

Но наша бравая четверка старшин 1-й статьи в лице Игоря Егоренкова, Сергея Шлеменкова, Алексея Афонина и Геннадия Маркова была зачислена в качестве студентов 3-го курса Московского Высшего Технического Училища им. Н.Э. Баумана, с условием дополнительного зачета по некоторым спецглавам высшей математики и, разумеется, по машиностроительному черчению.


Перед демобилизацией= 4-й курс Старшины 1-йстатьи - будущие ученые
слева направо : д.т.н. проф.А.Мартынов, д.т.н проф. В.Ерофеев,
к.т.н., ст.н.сотр Г.Марков




                                                       

1 комментарий:

  1. http://www.blogopoisk.ru/2013/10/propadaut-izobrazheniya-v-blogah.html Здесь ответ на ? об изчезновении картинок в блоге

    ОтветитьУдалить